KU LEUVEN Католический Университет г. Лёвена
12 - 16 ноября 2018 г.
С 12 по 16 ноября 2018 года в KU LEUVEN (Лёвен, Бельгия) проводились тренинги «АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ С ФОКУСОМ НА ТЕХНОЛОГИЮ УЛУЧШЕННОГО СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ» ПРОЕКТА ERASMUS + CBHE # 585760-EPP-1-2017-1-AM-EPPKA2- CBHE-JP «Изменения в образовательной среде: продвижение инновационного преподавания и обучения для улучшения образовательной деятельности студентов в странах Восточного партнерства», PRINTeL.
В образовательных тренингах приняли участие преподаватели высших учебных заведений Беларуси, Грузии и Армении. В течение всех пяти дней своим опытом внедрения и продвижения в образовательной среде методов активного обучения с нами делился настоящий профессионал в данной области и просто замечательный педагог – Профессор Католического Университета г. Лёвена Вим Ван Петегем.
В данных тренингах приняли участие представители следующих ВУЗов Беларуси: Белорусский государственный университет (БГУ), Гродненский государственный университет им. Я. Купалы (ГрГУ), а также наш Брестский государственный технический университет (БрГТУ), который представили Головко Владимир Адамович, д.т.н, заведующий кафедрой интеллектуальных информационных систем и Семенюк Ольга Сергеевна, к.т.н., старший преподаватель кафедры технологии бетона и строительных материалов.
Тренинги проходили в течение пяти дней:
День 1 (12 ноября). Приветственное слово, исторический обзор создания и развития Католического Университета г. Лёвена. Введение в курс по активному обучению.
День 2 (13 ноября). Преподавание и обучение, основанное на внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий (Часть 1). Посещения кампуса LIMEL (Подразделение университета по внутренней видео- и анимационной поддержке образовательного процесса).
День 3 (14 ноября). Преподавание и обучение, основанное на внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий (Часть 2).
День 4 (15 ноября). Пути устойчивого внедрения и развития активного обучения. Методическая поддержка преподавания и обучения путём внедрения информационно-коммуникационных технологий.
День 5 (16 ноября). Результаты курса «Обучить учителя». Дискуссия, выводы.
Программа курсов была направлена на популяризацию активного обучения в академической образовательной среде, сфокусирована на улучшении совместного обучения путём внедрения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий:
12 ноября: Модуль «Введение в курс по активному обучению»
Первая половина дня была направлена на знакомство участников тренингов между собою: с этой целью каждый участник, пообщавшись со своим коллегой из другого университета, затем представлял его всей аудитории, рассказывая о роде деятельности, увлечениях и т.д. Надо сказать, что этот интересный прием весьма сплотил аудиторию и сделал её более целостной, где буквально с первого дня никто не чувствовал себя чужим. Во второй половине дня мы перешли непосредственно к обсуждению сути активного обучения, его методов и путей внедрения активного обучения в учебный процесс.
13 ноября: Модуль «Преподавание и обучение, основанное на внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий (Часть 1)»
Первая половина дня была посвящена теоретической части, касающейся того, как современные информационно-коммуникационные технологии позволяют облегчить учебный процесс, сделать его более разнообразным, насыщенным и увлекательным для студента. Вторая половина дня по-настоящему нас впечатлила: для участников тренингов была организована поездка в кампус LIMEL Католического Университета г. Лёвена. Кампус LIMEL является отделом внутренней видео- и анимационной поддержки образовательного процесса университета, а вообще это настоящая профессиональная лаборатория для видеозаписи, создания полноценных фильмов, записи лекций, обучающих видео и т.д.
Незабываемой для всех участников семинара стала комната для записи полноценных лекций, оснащённая зеркальной доской:
14 ноября: Модуль «Преподавание и обучение, основанное на внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий (Часть 2)»
Довольно интересное задание нас ожидало в четвёртый день тренингов: мы должны были найти любую аудиторию в университете и рассказать, как можно применить к своей преподаваемой дисциплине концепцию активного обучения, используя данную аудиторию и имеющиеся в ней средства информационно-коммуникационной технологии. Выбранная нами комната была следующая:
В данном задании наша команда БрГТУ была наиболее успешной, так как здесь мы продемонстрировали как применить методы и подходы активного обучения к технической дисциплине (что по общему мнению всех участников тренингов наиболее сложно, по сравнению с внедрением активного обучения в преподавание гуманитарных дисциплин), с введением соревновательных элементов.
15 ноября: Модуль «Пути устойчивого внедрения и развития активного обучения. Методическая поддержка преподавания и обучения путём внедрения информационно-коммуникационных технологий»
В предпоследний день наших тренингов, прослушав лекционную часть, мы приступили к предварительному подведению итогов, где отразили схематично, что же представляет собой активное обучение, какие глобальные цели преследует и какие преимущества в результате предоставляет как для студента, так и для преподавателя:
16 ноября: Модуль «Результаты курса «Обучить учителя». Дискуссия, выводы»
Последний день тренингов был посвящён презентации методов внедрения концепции активного обучения в преподаваемые дисциплины, а также путей использования информационно-коммуникационных технологий для повышения уровня обучения, а также повышения интереса студентов к преподаваемой им дисциплине. Работа проводилась в командах, а затем за круглым столом обсуждались преимущества и пути улучшения каждой из представленных стратегий:
По завершении продолжительной дискуссии участники поблагодарили организаторов за создание комфортной рабочей атмосферы и квалифицированное изложение материалов тренинга.
По результатам семинаров-тренингов «Активное обучение с фокусом на технологию улучшенного совместного обучения» участники:
- узнали, что такое активное обучение и как путём его внедрения можно заинтересовать студента в преподаваемой дисциплине и повысить качество, а также объём усвоенного в процессе обучения материала;
- узнали о путях внедрения активного и совместного обучения, рассматривая конкретные примеры;
- получили информацию о том, как современные информационно-коммуникационные технологии могут помочь улучшить качество образовательного процесса;
- прослушали теоретический курс, посвящённый активному обучению, а также разработали собственную стратегию внедрения концепции активного обучения с применением информационно-коммуникационных технологий в преподаваемую дисциплину; обсудили данную стратегию с аудиторией участников и получили мнение экспертов.