20-21 сентября в Минске в Большом конференц-зале Национальной Академии наук Беларуси состоялось торжественное открытие Юбилейной сессии Международной ассоциации академий наук (МААН), посвящённой 25-летию организации в рамках Международного конгресса по интеллектуализации экономики. В работе конгресса приняли участие представители академий наук стран СНГ, зарубежных академий из Молдовы, Венгрии, Китая и др., известные учёные.
Участие (очное и заочное) в работе конгресса и конференций приняли и преподаватели БрГТУ: старший преподаватель Г.Г. Бережная, кандидат экономических наук, доцент Л.А. Захарченко, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической теории и логистики Г.Б. Медведева, кандидат экономических наук, доцент Н.В. Костенко, доктор педагогических наук, профессор кафедры БиРЯ, руководитель научно-исследовательской лаборатории М.П. Жигалова.
Члены Президиума, зарубежные гости и участники конференций на пленарном заседании Международного конгресса по интеллектуализации экономики
На пленарном заседании
В рамках Конгресса были проведены пять Международных научных конференций: «Межакадемическое взаимодействие и актуальные вызовы современности», «Система «наука – технологии – инновации»: методология, опыт, перспективы», «Стратегия развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты реализации и перспективы», «Белорусская наука в условиях модернизации», «Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации».
М.П. Жигалова приняла участие в работе Международной научно-практической конференции «Белорусская наука в условиях модернизации».
Конференцию открыл директор ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси» Г.П. Коршунов (см. фото ниже).
С приветственным словом обратился к участникам конференции член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси А.А. Коваленя (см. фото ниже).
С интересом были прослушаны приветствия зав. отделом проблем деятельности и развития НАН Украины, члена Научного совета МААН по науковедению О.А. Грачёва (г. Киев), руководителя Центра социолого-науковедческих исследований С-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники РАН С.А. Душиной (г. С.-Петербург), директора Центра изучения перспектив интеграции (г.Москва, Россия) и др.
На пленарном заседании выступили известные учёные Беларуси – доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси Е.М. Бобосов, Украины – доктор социологических наук, старший научный сотрудник, заведующий отделом экономической социологии Института социологии Национальной академии наук Украины Т.О. Петрушина (г. Киев), Польши – доктор исторических наук, профессор Белостокского технологического университета С.Е. Куль-Сельверстова (г. Белосток) и др.
В работе Международной научно-практической конференции «Белорусская наука в условиях модернизации» на 1 секции «Академическая наука постсоветских стран и перспективы её развития. МААН как перспективная форма интеграции национальных академий наук стран СНГ. Кадровый потенциал науки: проблемы его сохранения и развития в условиях инновационной экономики» были заявлены учёные из Казахстана, Украины, Беларуси, России, Молдовы и др.
Во время работы секции
М.П. Жигалова выступила с докладом: «Стратегия развития кадрового потенциала в образовании в условиях международного сотрудничества», в котором отметила, что успешно заниматься образованием и воспитанием (а этот процесс длится у человека всю жизнь!) можно только тогда, когда будет выработана отечественная, адаптированная к социальным условиям и культуре, динамичная и перспективная программа, включающая, как заботу о развитии кадрового потенциала, так и создание условий для интеллектуального роста профессионала на каждом рабочем месте.
- В докладе также отмечалось, что современная система образования в Республике Беларусь практико-ориентированная и разновекторная. Она структурирована таким образом, что каждый человек имеет возможность получить образование по специальности, выбрав его согласно своему желанию и интеллекту, запросам и способностям. В этом плане сегодня, в условиях активной миграции населения, в системе образования достаточно перспективными нам кажутся вопросы, связанные с созданием совместных образовательных услуг в рамках поликультурного бизнес-образования и сотрудничества с международными вузами по подготовке высококлассных специалистов. В связи с этим, думается, было бы целесообразным создание на республиканском и университетском уровнях международных научно-методических и учебных Центров, лабораторий, школ, консультационных пунктов для оказания взаимовыгодных образовательных услуг.
Во время дискуссии
- Было подчёркнуто в докладе, что в эпоху технологизации, когда преобладает во всех сферах жизни сухой прагматизм и расчёт, необходимо задуматься и об «упражнениях души». А значит, реанимировать преподавание гуманитарных дисциплин на всех ступенях обучения специалистов разных уровней, так как без этого обедняется духовный мир человека. А без него самая совершенная технология, используемая в экономике любого государства мира, обречена на провал, потому что она может быть направлена как во благо, так и во вред, в зависимости от того, человек какого этического уровня ею управляет.
- Конечно, сегодня необходимо «сделать» педагогическим и высококультурным само пространство университетов, Институтов повышения квалификации, где готовятся специалисты различных отраслей, потому что именно здесь и закладываются основы деловой культуры будущих профессионалов.
- Важно также понять, какие факторы определяют восприимчивость потенциальных заказчиков образования (предприятий и учреждений) к новшествам, от чего зависит эффективность их внедрения, и разрабатывать новые модели и технологии образовательного и инновационных процессов, учитывая запросы заказчиков, рассматривать их как ресурс качества, присущий всякой хорошей образовательной системе.
Участники конгресса и конференций обсудили вопросы повышения эффективности развития академической науки и её кадрового потенциала в современных условиях, пути дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества и приняли соответствующую резолюцию.