Вступительная кампания в самом разгаре, перед абитуриентами и их родителями стоит непростая задача: сделать правильный выбор.
Как Брестский государственный технический университет решает вызовы будущего, чтобы занимать лидирующие позиции в белорусском и мировом образовательном пространстве? Об этом и не только в материале научно-методического и публицистического журнала «Вышэйшая школа» «Формирование новой модели современного инженерного образования. Кейс Брестского государственного технического университета».
Ректор Брестского государственного технического университета Сергей Антонович Касперович отмечает, что белорусские учреждения высшего образования должны быть трансформированы в мощные научные центры, которые производят и выводят на рынок новые научно-технические продукты. Такие университеты должны поощрять создание новых предприятий преподавателями и студентами с целью коммерциализации результатов научных исследований, реализовывать полный цикл воспроизводства нового знания (от генерации идей до создания опытных образцов инноваций).
Также ректор отметил, что БрГТУ располагает всеми возможностями для реализации модели «Университет 4.0». Университет 4.0 понимается как центр научного, инновационного, культурного развития региона, который выступает драйвером для развития новых отраслей, новых производств. Это качественно новый уровень научных исследований, передовая наука, способная двигать и создавать новые технологии.
К важнейшим инновационным направлениям развития БрГТУ относится разработка компьютерных моделей производственных процессов на базе цифрового инжиниринга. С этой целью в университете создается и развивается Мультидисциплинарный образовательный кластер машиностроения, искусственного интеллекта, робототехники, строительства. Кластерная инициатива в БрГТУ способствует внедрению на предприятиях перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства и других субъектах хозяйствования с крупносерийным производством технологий умного производства и их конвергенций с нанотехнологиями, биотехнологиями, а также когнитивными, социальными и гуманитарными науками – конвергентные технологии, искусственный интеллект, интернет вещей, робототехника, 3D-печать, облачные решения. Для дальнейшего развития БрГТУ как Университета 4.0 важно финансирование. Мировая экономика достаточно убедительно доказывает, что решением проблемы финансирования дефицита инфраструктуры УВО является государственно-частное партнерство (ГЧП). Нам также необходимо использовать потенциал частного бизнеса для развития инфраструктуры УВО. Для этого в стране необходимо создать условия для развития механизмов государственно-частного партнерства.
Формирование новой модели современного инженерного образования предполагает переход БрГТУ на качественно новый уровень научных исследований, способствующих созданию новых технологий, а также коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности. Важнейшим инновационным направлением для развития университета становится разработка компьютерных моделей производственных процессов на базе цифрового инжиниринга и BIM-технологий.
В настоящее время в университете функционируют 4 учебно-научно-производственных объединения, 10 научно-исследовательских лабораторий, учебно-научно-исследовательский полигон «Индустриальные технологии строительного производства», действует аккредитованный Испытательный центр в области строительных материалов и конструкций.
Предметом особой гордости БрГТУ являются 2 отраслевые лаборатории «Системы идентификации и промышленная робототехника» и «Научно-исследовательский центр инноваций в строительстве», созданный в 2021 г. с целью внедрения технологий умного производства (BIM-проектирование, искусственный интеллект, интернет вещей, Robotic-интеграция) на предприятиях с крупносерийным производством. Отраслевая лаборатория «Системы идентификации и промышленная робототехника» создана совместно с ОАО «Савушкин продукт» и ООО «Системы промышленной автоматизации».
В лаборатории ведутся научно-исследовательские и внедренческие работы по направлению автоматизации процессов с учетом обеспечения промышленной маркировки продуктов питания в соответствии системами «Честный знак» и «Электронный знак» с такими предприятиями Республики Беларусь как ОАО «Савушкин продукт», СП «Санта Бремор» ООО, УП Минскиий хладокомбинат№2», ОАО «Молочный Мир», ОАО «Белакт». Лаборатория оснащена современным оборудованием: коллаборативными и мобильными роботами, оборудованием для 3D-сканирования и печати, компьютерным оборудованием с программным обеспечением для моделирования технологических процессов. В лаборатории создан функционирующий в непосредственной близости от предприятий инжиниринговый центр. Теперь для создания опытного образца или внесения изменений в технологический процесс им не надо искать зарубежного исполнителя. Все это происходит на базе промышленной лаборатории университета.
В лаборатории созданы беспрецедентные условия для работы студентов над своими инициативными проектами в области робототехники цифрового инжиниринга. Там также студенты работают над проектами, тематика которых связана с учебными планами соответствующих специальностей. Одним из самых интересных примеров является модернизация беспилотного трактора ОАО «Минский тракторный завод», несколько проектов роботизированного упаковочного оборудования для мороженного для СП «Санта Бремор», интересный проект по моделированию технологий модернизации, производства для филиала «Завод Химволокно» ОАО «Гродно Азот». Студенты старших курсов привлекаются к реализации практических задач для предприятий реального сектора экономики. Чаще всего предприятия обращаются с разработкой программного обеспечения или проектов автоматизации в том или ином виде.